Автор статьи Ли Док-Дю,
Профессор факультета аэрокосмической инженерии в KAIST;
редактор Ли Джунг-а
Одна из самых известных работ выдающегося испанского художника-сюрреалиста Сальвадора Дали – “The persistence of Memory” или “Постоянство памяти”, на которой изображены часы, будто плавящиеся и стекающие. Картина производит на зрителя сильное впечатление, создавая ощущение таяния и ускользания времени.
Дали был посвящен в психоанализ Фрейда. Он вдохновлялся своей работой в мечтах и фантазиях, которые проявляются подсознанием, а не человеческим сознанием. Так, его картина, выражающая непрерывность памяти через “расплавленное время”, подобна феномену, искажающему реальность из-за свойств памяти.
“Внутренний ребенок” – подделка
В психоанализе “внутренним ребенком” (Inner Child) называется явление, напоминающее нам о негативной ситуации, перенесенной в детстве, которая переживается так, будто она произошла только что, хотя мы уже давно не являемся детьми. Это так называемая “Фотография в сердце”, которую я описывал ранее. Как только вы вспоминаете о негативной ситуации, произошедшей в прошлом, то она переживается вами очень ясно. Таким образом, эмоция того момента кажется очень свежей, нетронутой временем. Однако, этот эффект заключается в том, что прошлое – это всего лишь отпечаток события, хранящийся в памяти.
Психологическая травма возникает после сильного эмоционального переживания или физиологической травмы, которая раз за разом заставляет человека тяжело ее переживать и, порой, даже становится опасной для жизни. Это – посттравматическое стрессовое расстройство (PTSD, ПТСР), также известное как “травма”. Например, после крупной аварии у человека возникает травма, и когда впоследствии возникают ситуации, похожие на те, что он пережил во время катастрофы, эти “картинки” запускают воспоминания и ощущения, испытанные в тот момент времени.
Травма бывает настолько болезненна, что, порой, трудно представить себя на месте тех людей, кто ее испытал. Травмируемые люди всегда нервничают по поводу банальных вещей, они крайне тревожны и раздражительны. Таким образом, у них возникают трудности в межличностных отношениях и повседневной жизни.
Нейробиологи проводили эксперимент, как преодолеть травму через исследование между памятью и травмирующей ситуацией в прошлом. В последние годы исследователи изучают механизм травмы на уровне клеточной и молекулярной биологии и как ее преодолеть физиологически (doi:10.1038/nrn3339). За последние 30 лет были опубликованы тысячи научных работ по травмам, но, к сожалению, никаких конкретных причин и способов лечения пока не найдено.
Различие между реальностью и иллюзией устраняет травму.
Если это так, как насчет исцеления травмы «умом»? В 2012 году группа исследователей системы здравоохранения Калифорнийского университета, Сан-Диего (UC San Diego) представила медитацию как способ лечения травмы (doi:10.1177/0145445512441200). По мнению исследовательской группы, когда человек с травмой медитирует, то у него исчезают симптомы тревоги, социальной дезадаптации, улучшается качество его жизни. Ученые заявили о необходимости дальнейших исследований для получения ответа на вопрос: как именно медитация влияет на исцеление от травмы.
В последнее время медитация все чаще и чаще применяется в качестве лечения травмы пожарных в Южной Корее. Школа пожаротушения Кёнгидо начала медитацию “Пэги” (пер. с корейского – вычитание) с 2013 года, чтобы пожарные могли восстановить свое психическое здоровье и излечиться от травмы.
Механизм, позволяющий преодолеть травму, состоит в следующем: мы постепенно осознаем, что травмирующие воспоминания – это “иллюзии”, которых нет в текущей реальности. Снова и снова оглядываясь назад, осознавая и различая реальность и иллюзию, ум и дух исцеляются.
Более того, медитация может сделать наш разум более здоровым и сильным, чем до инцидента или аварии. Потому что он может видеть ситуацию, свободен от влияния страха и найти выход из сложившейся ситуации.
Когда-то я страдал клаустрофобией и некоторое время не мог летать на самолете. Но когда я медитировал, понял, что этот страх стал результатом пережитого мной опыта, еще будучи ребенком. И, стирая этого своего “внутреннего ребенка”, я смог полностью исцелиться от клаустрофобии.
Я надеюсь, что все страдающие последствиями травм, смогут преодолеть их и откроют для себя научные принципы, которые лежат в основе исцеления с помощью медитации.